В эпоху феодализма архитектура развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников - профессионалов. При феодализме область распространения монументальной архитектуры значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций на архитектуру эпохи феодализма производили более значительное влияние, чем на архитектуру рабовласничьких цивилизаций.

Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших города и др. европейских стран), Средней Азии и Закавказья (российские Кремль и монастыри-крепости).

Архитектура Византии

Идеологическое господство религии дало толчок широкому строительству культовых сооружений. Новой задачей, которую решила архитектура Византии, было формирование внутреннего пространства христианских храмов, способных вмещать тысячи паломников, а также создание в них особой среды.

Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрично- купольными зданиями формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор. Конструкция получала ясное выражение в архитектурной форме крестово-купольных храмов. Архитектура Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств и Древней Руси.

 

Выдающиеся сооружения

  • Собор Святой Софии в Константинополе
  • Базилика Сант-Аполлинарий-Нуово, г. Равенна, Италия
  • Монастыри Святого Афона
  • Ротонда Святого Георгия, Салоники, Греция.

 

Архитектура феодального Востока

В развитие архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока. Крупными центрами феодальной культуры были города Сережньои Азии - Бухара, Мера, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные здания - крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожженного кирпича с широким использованием в облицовке, так называемой, керамической резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде ). Четкая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.

Многообразие архитектурных типов отличает архитектуру феодальной Индии. Стремление к конкретности художественных образов, поклонение буйной тропической природе породили исключительную пластичность монументальных сооружений, ее сближение со скульптурной пластикой. Под влиянием индийской архитектуры формировалась архитектура всей Юго-Восточной Азии ( Индонезии, Цейлона, стран Индокитайского полуострова).

В архитектуре Китая регулярность планировки городов дополнялась строгой симметрией организации пространства здании, оси которых ориентировались по сторонам света. Геометрическая правильность тонко сочеталась с использованием природных особенностей местности. Устойчиво-балочные деревянные каркасы служили конструктивной основой жилых домов. Каркас заполнялся кирпичом или легкими деревянными ограждениями с решетками, заменявшие окна. Легкость жилье контрастировали с монументальной дворцовых, культовых и фортификационных сооружений. Под влиянием архитектуры Китая долгое время находилась японская архитектура, где деревянные каркасные конструкции были доведены до высокого художественного совершенства. Для архитектуры Китая и Японии характерно умелое использование естественного и формирование искусственного ландшафта.

Выдающиеся сооружения

  • Тадж Махал, Индия
  • «Запретный город» и «Храм неба» в Пекине
  • Железная пагода в городе Кейфен, Китай, построена 1049 г.
  • храмовый комплекс Ангкор-Ват, Камбоджа (12 век)
  • медресе на площади Регистан, (15 - 17 века) и мавзолей Гур-Эмир, Самарканд
  • мечеть аль-Азхар в Каире, (10 век)
  • дворец Альгамбра, (13-14 века)
  • храм Свете-Цховели в г. Мцхете (11 век) архитектора Арсукисдзе • Ширваншахов дворец в Баку, (16 - 17 века).